Логотип
GamesIsArt.ru    Компьютерные игры как искусство
ВК Форум




Текущая страница: gamesisart.ru  >  Теория  >  Игра
Все статьи в разделе «Теория компьютерных игр»:
Теория
Игра
Искусство
Систематизация
Теория комп. игр Термин «Игра» Понятие «Искусство» Классификация игр
Анализ. Хейзинга Явление игры Феномен Искусства Классификация жанров
Список литературы Игровая зависимость Цитаты об искусстве Схема жанров
  История игр Споры о играх Система оценок игр
  Перспектива развития   Система оценок игр. 2
  Игровые персонажи   Игры разочаровывают?


Настольные ролевые игры. Вводная статья

      

  Что такое НРИ

Настольные ролевые игры. Вводная статья

Компьютерные игры существуют уже порядка 70 лет, они стремительно развиваются все время черпая вдохновение откуда только возможно. Одним из таких неистощимых источников идей являются Настольные Ролевые Игры (НРИ).

Давайте по порядку, НРИ – относительно молодой вид настольных игр (в 1974 году вышла первая коммерческая игра - AD&D), где игроки и мастер занимаются коллективным сотворчеством в группе, по заранее оговоренным правилам. Вместе они создают и рассказывают историю в совершенно любом возможном сеттинге и формате повествования. Один из эффектных элементов НРИ - «ролевая составляющая» (или «отыгрыш» на сленге), когда игрок буквально вживается в своего персонажа, и ведет себя, будто он находится в том мире и тех условиях.



  Как НРИ соотносится с играми

Что же черпают компьютерные игры у НРИ:

1. Интерактивность – та широта возможностей, предоставляемая НРИ, которая поражала игроков и многие мечтали увидеть нечто подобное и в компьютерных играх (далее КИ). Сейчас такое утверждение смешно и нелепо, но во времена становления наших любимых КИ, разработчики имели доступ к интерактивным мирам только в НРИ. Постепенно они начали переносить все большую степень свободы взаимодействия с миром и расширять его.

2. Система взаимодействия с окружающим миром – чем больше возможностей КИ предоставляет, тем сложнее условности для оправдания и реализации интерактивности. Сюда может относиться всё: от системы попадания, подсчета урона, до прямого взаимодействия, когда персонаж садится в машину и без «проверки» на навык, получает возможность управлять автомобилем. Со стороны НРИ это смотрелось бы так: персонаж не имеет навыка «вождения» и не может управлять транспортным средством, если игрок настаивает, то он получает большой порог сложности на проверку. Если он её не проходит, то может случиться, что угодно, от случайно сбитого человека до порчи машины. Большинство КИ убирает эту «рутину» и всё происходит практически мгновенно.

Сама система и та степень интерактивности в НРИ является отличным прототипом для любой КИ. Это краеугольный камень для любого НРИ – правила по взаимодействию с миром игры, что полностью соответствует любой компьютерной игре. Зачем заранее продумывать множество ситуаций, если они готовы и можно их развить или упростить, после чего свободно использовать в КИ.

3. Система «учёта» или подсчета – та самая «нудная» часть игрового процесса. КИ берет её на себя и скрывает от игрока почти во всех случаях. Прародителями моделей подсчета событий в жанре RPG и некоторых других стала система AD&D. Разработчики показали как можно сильно разнообразить игровой процесс, когда у игрока появляется шанс на провальные действия. Тем самым заставляя его готовиться, искать все возможные бонусы для увеличения своих шансов. Неважно в чем они выражаются, будь то меч на +1 или дружеская магия, увеличивающая точность, время дня, окружение и т.д. - всё влияет. Развитие жанра RPG и Simulator неизбежно берут в расчет еще большее количество «переменных», заставляя игрока еще внимательнее относиться к миру игру и его мелочам.

4. Формат повествования (нарративный аспект) – некоторые системы НРИ и особенности личности мастера накладывают неизгладимый эффект на манеру подачи истории и её развития. Фокус внимания игроков может смещаться со «спасения принцессы» во внутри-партийные разборки, за менеджментом инвентаря и сбором нужных вещей, как своего рода квестовых предметов для дальнейшего прохождения. Разнообразие стилей ведения мастеров дают отлично работающие модели для различных элементов КИ. На примере первой части «Dragon Age»: Менеджмент вещей и заклинаний, Внутрипартийные разборки-разговоры, Общий сюжет, Побочные сюжетные элементы, особое внимание окружению и т.д.


Настольные ролевые игры. Массовое мероприятие


  Особенности НРИ

Давайте рассмотрим как проходят настольные ролевые игры. Вместе собирается группа людей: игроки и мастер (возможно в онлайне), договариваются о правилах (для этого часто используется игровая система и книги правил), для игры обычно готовят игральные кубики, миниатюры (декорации), некоторые специально косплеят (для большего соответствия своему персонажу). Сама игра заключается в описании ведущим событий, игроки в свою очередь реагируют на это и делают «заявки» (действия совершаемые персонажами игроков), мастер описывает результаты и так до победного или печального конца.

Теперь коснемся самых ярких и отличительных черт:

1. Коллективное сотворчество – стремление к единой для всей группы цели, внимательность, работа сообща, серьезное отношение и многие другие - все эти элементы объединяют людей и создают необходимое пространство для сотворчества. Самое главное, это происходит по обоюдному согласию и регламенту правил, очень сильно напоминает многопользовательские КИ неправда ли? Только в случае НРИ, каждому игроку требуется еще больше сил, чтобы поддерживать внимание, а так же включать своё воображение и следить, чтобы оно не расходилось с воображением других участников. Подобный уровень организации редко достигается в жизни людей, и требует определенных навыков, открытости, доверия, умения общения и многого другого. Мастер вместе с игроками как правило «ведут» одну историю с множеством красочных событий, от веселых и беззаботных разговоров, до трагических и опасных ситуаций. Каждый в отдельности друг от друга не сможет сделать историю правдоподобной и насыщенной.

2. Ролеплей (Отыгрыш) – чем серьезнее игрок относится к своему «аватару» в мире настольной игры, тем больше он ему сопереживает, понимает, может раскрыть его, быть эффективным и полезным партии. Всё перечисленное напрямую влияет на переживание от игры, все хотят получить хорошую отдачу и необычный опыт от вложенного времени в свой досуг.

Сам по себе отыгрыш - неистощимая жила, так как требует от игрока не только хорошего воображения, но и отличной актерской игры, этот навык чрезвычайно многогранен. Некоторые игры настолько живо и четко проходят, что их можно записывать и выпускать в формате радиоспектаклей, аудиокниги.

3. Новый опыт (мощное погружение в условности мира и своего игрового персонажа) – реализм и историзм в сеттинге НРИ явление редкое и сложное, зато фэнтези, фантастика, пост апокалипсис и многое другое встречаются намного чаще. Игрокам проще и быстрее адаптироваться к выдуманному миру и отвлечься от реальности. Другой мир рождает другие возможности, проблемы и законы физики. Недоступные способности, возможности изменять реальность, влияние на власть и политику и многое другое, от чего будут зависеть жизни существ того мира. Игра за другую расу вроде человеко-ящера, разумной слизи, гномов, орков, эльфов, вампиров, оборотней и многих других Каждая названная раса обладает своими возможностями, своей культурой, своими целями, особенностями восприятия мира, строением организма. Всё названное можно «отыгрывать» и это совершенно новый опыт для игрока, недоступный в повседневности.

4. Математические модели на практике – игровые системы ставят множество задач и одна из них - как свести игровые события, ситуации, действия игроков и нпс к общим знаменателям. Проще говоря, как уровнять между собой персонажей и мир игры, не отбирая у них свободы. Каждый показатель, будь то класс брони, отдельный статус или развитость навыка в численном показателе, обладает бездной для трактовки и возможностей персонажа. Столь сложная условность позволяет игрокам разграничивать между собой роли в партии, каждый концентрируется и старается максимально эффективно реализовать свои сильные стороны. В этот момент появляются «броски кубов», так называемая «проверка на успешность», позволяющая понять – получится у персонажа заявленное действие или будет полный провал. Существуют отдельные системы (GURPS - Generic Universal RolePlaying System), где любое действие рассматривается детально и учитывается огромное количество нюансов, например: уровень владения навыком, то как стоит персонаж, смотрит одним глазом или двумя, возможно у него есть кибернетические имплантаты, уровень освещенности, гаджеты на оружии, атмосферные осадки, движения противника, психологическое состояние и т.д. Фактически все происходящее в мире выступает как набор переменных со своими значения, игроку всё знать не нужно и даже не столь интересно, а вот мастеру предстоит хорошенько подготовиться.

5. Моделирование – мы можем воссоздать любую ситуацию с любыми участниками в игре, ограничениями выступает только воображение и желание самих игроков, а так же возможности игровой системы. Поэтому часто перед началом игры идёт четкий подбор игроков и договоренности о формате игры, контенте и других нюансах. Вместе с мастером можно «обыграть» всё что угодно, особенно удачно это получится, если игроки поддержат сеттинг, в котором играют. Сама НРИ выступает как мощный конструкт с множеством инструментов и декораций для совместного повествования истории.


Настольные ролевые игры. Игровой стол


  Зачем нам НРИ?

1. Поиск единомышленников и многообразие – открытый доступ к практически любой информации создает свои сложности в поиске тех, кто действительно может разделить ваши интересы. Не только обсудить злободневные темы, а вместе с вами заняться творчеством. Вряд ли с вами в игровую партию соберутся те, кто ненавидят фэнтези, но все равно скрепя зубами играют и плюются. Тут важно на этапе согласования игры придти к общему мнению и хорошо разобраться, кто чем увлекается и что желает получить от игры. Главной причиной и связующим звеном для НРИ остается общение, без него невозможно полноценно играть.

2. Досуг – каждый выбирает занятие себе по вкусу, НРИ могут быть любого формата, от дружеских веселых посиделок с легким отыгрышем до серьезных вдумчивых приключений с глубоким погружением в историю. Так или иначе, настольные ролевые игры рассчитаны прежде всего для людей ищущих общения по интересам, где сама игра становится необходимыми костылями для этого самого общения. Само участие в подобных играх требует минимальный уровень вовлеченности и сил, что с одной стороны сложно, с другой - держит игрока в тонусе. Желающий поиграть всегда выкроит свободное время.

3. Многообразие – существующих игровых систем такое огромное количество, что вы при любом раскладе найдете себе по душе. Если же вы не встретите необходимый сеттинг, то стоит поискать интересующегося мастера или самому взяться «вести» (проводить игру в качестве мастера), всегда найдутся желающие поддержать ваше начинание и поучаствовать.

4. Возможности роста – когда вы начинаете играть, например, в сеттинге средневековья, не важно имеется там магия или нет, но быта и специфики жизни того времени никто не отменял. Хотите или нет, но вы будто погружаетесь в историческое путешествие, где не просто наблюдаете, а являетесь участником всех событий. Игрокам предстоит изучать и адаптироваться к совершенно новым условиям. Скорее всего, многих это подвигнет изучать особенности старого времени между играми, чтобы быть готовыми ко всему. Выход за привычные рамки заставляет игроков сосредоточиться на игре, иначе она быстро закончится смертью персонажа. Протеже игрока в другом мире тщательно продумывается, и за время путешествий даже самые опытные привыкают к нему и не хотят его потерять. Другая примечательная сторона роста - всестороннее развитие навыков общения. Далеко не всегда будут встречаться доброжелательные нпс. Особенно остро стоит вопрос общения с форматами игры, ориентированных на плотное социальное взаимодействие.


Настольные ролевые игры. D&D


  Примеры НРИ систем и сеттингов

Мы не будем углубляться в математическую сторону каждой из перечисленных систем, так как многое зависит от «Мастера». Перечислим системы только по сеттингам.

Список систем для ознакомления:


1. Dungeons & Dragons (дословно «Подземелья и драконы», кратко – D&D, DnD) появилась в январе 1974 года и развивается до сих пор. Сеттинг представляет из себя классическое фэнтези, сравнимое с произведениями Толкиена. Вы встретите эльфов, гномов, драконов, хоббитов, троллей и многое другое. Одна из простых и доступных систем для старта, имеющая в себе немалую глубину для изучения механики.



Кроме стандартного сеттинга существуют расширенные:

Greyhawk - стремительно развивающаяся история одного подземелья, которое переросло в город Грейхавк, а затем и в целый мир Орт.

Ravenloft – необычный вариант фэнтези с уклоном в средневековую мистику в готическом стиле. Хоррор, выживание и приключения на враждебных землях.



Dragonlance – фэнтези с большим фокусом вокруг драконьей тематики.



Forgotten Realms – очень проработанный мир, развивается с 1980 года, может быть известен по циклу книг Роберта Сальваторе или таких игр, как Pool of Radiance (1988 г.) и Baldur's Gate (1998 г.).



Dark Sun – постапокалиптичный магический мир с наличием псионики.



Planescape – множество миров, объединенных порталами, невообразимое поле для исследования и странствий, с самобытными законами магии и взаимодействия между разными планами.



Birthright – игроки получают возможность играть за правителя одного из доменов с множеством провинций.




2. GURPS (Generic Universal RolePlaying System) – известная во всем мире универсальная система, предназначенная практически для любого сеттинга. В ней учитывается огромное количество игровых параметров в каждой ситуации, что делает партию особенно запоминающейся с игромеханической стороны.




3. Call of Cthulhu – игроки по большей части выступают как обычные люди, сталкивающиеся с мифологической, мрачной, ужасной, скрытой стороной нашего мира и зачастую сходят с ума или умирают. Сеттинг основан на произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта.



В сеттинге есть общее деление на:

Call of Cthulhu 1920 г. – изначальная версия, события происходят одновременно с действием книг Г. Ф. Лавкрафта. Важной частью сеттинга выступают представления, мировоззрение и технологии того времени, создающие особый ретро шарм.



Call of Cthulhu 1890 г. – времена Шерлока Хомса, игроки используют те же способы поиска и расследования, что и гениальный детектив.



Cthulhu Now 1990 г. – близко к нашему времени, появление и доступность компьютеров и средств связи, а так же других технологических новшеств для расследования «Загадок Древних».



Существуют различные дополнения и несколько измененные правила игр в других системах, мы не будем их рассматривать, упомянем только о наиболее оригинальной Catthulhu – игроки в ней выступают в роли кошек, по своему расследуя и противостоя темным силам.




4. World of Darkness (Мир Тьмы) – одна из наиболее проработанных НРИ, она продолжает развиваться и радовать фанатов. Сеттинг представляет из себя кальку с нашей реальности с серьезными дополнениями в виде сверхъестественных существ и наличия всевозможной магии. Как правило, эту систему и любую из линеек выбирают для отыгрыша и серьезной «социалки» (Социальные взаимодействия, подразумевается прежде всего большое количество общения между игроками и нпс). Практически во всех линейках сеттинга, игроков ожидает «персонал хоррор» (сценарии про деградацию, моральный упадок, потерю человечности, метаморфозы психики, психоделия и т.д.) и глубокая драма в сюжете.



Линейки Мира Тьмы:

Vampire: The Masquerade (Вампир: Маскарад) – вы сами решаете кем быть, очередным хищником, крадущимся в ночи и старающимся выжить в современных реалиях, или тот, кто не принял проклятие, продолжая истерично цепляться за свою человечность. Кроме вас существуют различные организации, жаждущих если не уничтожить вас, то как минимум взять под полный контроль. Вампиры кругом, они контролируют очень многие сферы жизни смертных. Представьте наш мир в несколько раз хуже, это и будет Мир тьмы.



Werewolf: The Apocalypse (Оборотень: Апокалипсис) – пропитанная насквозь шаманизмом, кибершаманизмом и другими его разновидностями линейка. Вы могучие оборотни, дети великих духов, сражающихся за стабильность во всем мире, уничтожаете нечисть. Вас ждут путешествия в иных измерениях, экотерроризм, личные переживания о своей трансформации и попытки сохранить крупицы человечности.



Mage: The Ascension (Маг: Восхождение) – заговоры, спящие, пробудившиеся, путешественники в другие миры и измерения, создатели невообразимых чудес и просто прагматики, стремящиеся к всеобщему благу и всепоглощающему прогрессу. Игроков ожидает интересная и глубокая система магии, где ограничения - лишь их фантазия и…. парадокс.



Wraith: The Oblivion (Призрак: Забвение) – смерть далеко не конец, как думают многие, это начало мрачного и зловещего странствия в иных мирах, к игрокам не будут дружелюбны. Некоторые «везунчики» удерживаются в нашей реальности, переполняемые самыми дурными помыслами и эмоциями, скитающимися с определенными целями вроде мести, пакости, сведения с ума смертных.



Changeling: The Dreaming (Подменыш: Греза) – игрокам предлагается возможность вжиться в роль пробужденной или ныне живущей феи, они могут быть милые и добродушные, но не будем никого обманывать, такое вы почти не встретите. Проблемы с окружающими, непонимание, волшебные силы, другие враждебные существа, сообщества, интриги как всегда проблемы адаптации и выживания в новом амплуа.



Hunter: The Reckoning (Охотник: Расплата) – вы член тайного сообщества и преследуете всевозможную нечисть, сражаетесь с ней всеми доступными способами.



Demon: The Fallen (Демон: Падший) – бога нет, остались те, кого он обрек на вечное существование. Вселившись в тело смертного, игроки начинают своё темное шествие в современности.



Mummy: The Resurrection (Мумия: Воскрешение) – очень специфичная линейка, подымающая завесу тайн над некогда упокоенными и восставшими из мертвых нежитью. Игроки принимают участие в древней вражде, имея при этом силы, похожие на магию.



Kindred of the East (Собратья Востока) – восточные вампиры с совершенно иным видением мира, законами, отношениями и жаждой. Очень похоже на классический Маскарад, только с сильным акцентом на культуре востока.



Orpheus (Орфей) – участие в экспериментальной программе, абсолютная зависимость от принятых веществ и невообразимые миры существующие рядом, которые предстоит изучать игрокам, стараясь прожить как можно дольше.




5. The Secrets of Cats – игроки примеривают на себя шкуру кошек и защищают хозяев и целый мир от насилия потусторонних существ.




6. vs. Stranger Stuff – простая и доступная система. В центре внимания дети и подростки сражающиеся с разномастными монстрами прямиком из 80-ых, 90-ых.



Сеттинг включает в себя дополнения:

vs. Ghosts – основной упор сделан на призраки и приведения.



vs. Moon Men – повествует о контактах с пришельцами.

Send In The Clowns – вводит в увлекательно мрачные истории о клоунах.



Вот лишь небольшая основная часть разнообразия НРИ, того раздела игр, где это разнообразие - основное свойство. Помножьте всё это на личную импровизацию, и вам станет понятно, почему НРИ стали неистощимым источником идей.




Ach Достижение "Почётный читатель gamesisart.ru"
Понравилась статья? В благодарность можно поставить лайк через любую социальную сеть. Для вас это - один клик, для нас - очередной шаг вверх в рейтинге игровых сайтов.
Ach Достижение "Почётный спонсор gamesisart.ru"
Для особо щедрых есть возможность перевести деньги на счет сайта. В этом случае вы можете повлиять на выбор новой темы для статьи или прохождения.
     




+ Добавить комментарий







Прохождение игр

Darksiders 2 Warcraft 3
GTA SA STALKER 3
Divinity Alien
Skyrim Counter Strike
Witcher_3 GTA SA
The Witness Hitman_2016
Doom 4 (2016) This Is the Police
Resident Evil 7 Outlast_2
World of One Bayonetta


Партнерские ссылки


Купить игры дешевле Steam

Купить казуальные игры

Футболки с надписями из игр

Как сделать уникальный подарок



Группа ВКонтакте