Текущая страница: gamesisart.ru > Теория
Все статьи в разделе «Теория компьютерных игр»:
Теория компьютерных игр
Наука о компьютерных играх Определение, вопрос «Что?»
Компьютерные игры существуют уже более полувека, но мы всё ещё до конца не понимаем их сути, теряемся в многообразии их видов и жанров.
В математике есть отдельный раздел под названием «Теория игр». Но этот раздел науки был создан, когда компьютерные игры пребывали в зачаточном состоянии, и поэтому «Теория игр» не имеет к видеоиграм никакого отношения. В классической теории игр рассматриваются лишь математические модели настольных игр, тапа: шахмат, шашек, карт, домино. «Теория игр» — за этим названием скрывается всего лишь раздел теории вероятностей для игровых нужд. Для изучения феномена компьютерных игр одной математики явно недостаточно.
Лишь совсем недавно появилась соответствующая наука, которая занимается всеми вопросами, связанными с компьютерными играми.
Людология (англ. – ludologia) – наука, занимающаяся исследованиями игр как современной формы коммуникации и творчества. Другие названия: Game Studies (исследование игр), игрология, философия игр, теория компьютерных игр.
Людология — это нечто большее, чем просто математическая модель, она поднимает и философские, и теоретические, и практические вопросы, касающиеся компьютерных игр.
В западных странах наука людология получила официальный статус уже более 10 лет назад, в начале 2000-х годов. В России, к настоящему моменту, над этой наукой трудятся лишь несколько одиночек-энтузиастов.
Хотя многие отечественные ученые из смежных наук начинают анализировать компьютерные игры, но при анализе феномена видеоигр они пытаются применить привычную методологию академических гуманитарных наук, и в результате получают ложные выводы, которые разительно отличаются от практики. Именно на ложных выводах построены предположения о том, что игры гораздо примитивнее фильмов и книг, и годятся лишь для развлечения.
Людология (игрология) основывается на том, что прежние подходы гуманитарных наук не подходят для видеоигр. Компьютерные игры нельзя оценивать по меркам художественных фильмов, спектаклей, книг. Да, игры содержат в себе и сюжет, и графику, и звук, но всё это в упрощенной форме, и лишь для украшения основного элемента – игрового процесса (геймплея). Игровой процесс – совершенно новая форма подачи информации, скрывающий в себе множество загадок и тайн. Игровой процесс и интерактивность – это то, что отличает компьютерные игры от всех предыдущих видов искусств.
Цель науки «людология» Вопрос «Зачем?»
Первые вопросы, которые могут прийти в голову читателя: «А зачем всё это? Всерьёз изучать игры? Кому это будет интересно?». Постараемся ответить на эти вопросы.
Исследования игр нужны для того, чтобы:
1) Осознать глубинные процессы при создании и потреблении игр.
Вынести на уровень сознания то, что до сих пор делается чисто интуитивно, на уровне подсознания.
Почему человек играет, зачем ему это? Какое влияние оказывают игры на играющих? Почему процесс разработки всё время усложняется, а игры становятся всё проще и проще? Куда катится игровая индустрия, и какие ещё есть пути развития? Почему игры подразделяются на такие жанры? Почему одни жанры популярнее других? Почему у различных жанров сформировались свои шаблоны игровых интерфейсов? Как реагирует игровая публика на те или другие нововведения? Что в игре действительно нужно игроку, а что просто добавляется по традиции и висит балластом?
Многие игровые журналисты возмущаются тем, что происходит в игровой индустрии: самокопирование, застой, упрощение, повсеместное использование DLC, переход в онлайн и на условно-бесплатную модель оплаты. Осознание свершившихся событий есть у многих, но на этом всё и заканчивается. Мало кто пытается докопаться до сути, выяснить по какой причине происходят текущие процессы в игровой индустрии, как можно управлять этими процессами, что нужно делать для исправления ситуации. Полноценной рефлексией (выявлением и разбором собственных ошибок) в игровой индустрии пока никто публично не занимается.
2) За счет осознания теории улучшить эффективность практики.
По выявленным закономерностям легче строить рабочие механизмы, учитывая все тонкости, нюансы и подводные камни.
В каждой отрасли человеческого знания рано или поздно создавалась теоретическая информация, которая качественно развивала практические результаты. Например, сверхскоростные истребители удалось создать только после теоретического изучения аэродинамики, а до этого люди довольствовались лишь древними самолётами времен первой мировой войны. Если наложить эту проекцию на игровую индустрию, то получается, что все мы летаем ещё очень низко и медленно. Чтобы взлететь повыше в области игр, нужно как следует покопаться в природе и устройстве игрового процесса.
3) Убедить игроков, что им тоже нужны теоретические знания.
Большая часть перечисленных выше теоретических вопросов интересует в основном разработчиков и издателей. Но разработчики гоняются за этой информацией для своей личной выгоды. Многие из них наплевательски относятся к аудитории игроков, ставя своё благополучие выше общечеловеческих ценностей. Например, создатели онлайн-игр уже сейчас используют психологические способы, вызывающие серьезное привыкание у игроков. Полезные знания в плохих руках превращаются в опасное оружие.
Кроме изучения самой теории, нужно ещё заниматься просвещением массовой аудитории. Надо убедить игроков, что им тоже нужны эти знания, хотя бы по минимуму. Составить своеобразные правила безопасности для игроков, что бы они не попадались на ловушки недобросовестных разработчиков.
Для того, чтобы разработчики не злоупотребляли полученными знаниями, эти знания должны быть общедоступны для всех. А это значит, что статьи нужно писать простым человеческим языком, без осложнений, не пряча смыслы за искусственно созданной терминологией.
Решаемые вопросы Конкретные задачи
Теория компьютерных игр подразумевает множество различных направлений по изучению игр. Мы сконцентрируемся на трёх направлениях: 1) Игры с точки зрения общества, цели игр, задачи, история, перспективы; 2) Игры как часть человеческой культуры, их принадлежность к искусству; 3) Систематизация игр, разделение на жанры, сеттинги, категории качества.
Связь между играми и обществом (подраздел «Игры»)
Термин «Игра»
Анализ и комментарии к труду Йохана Хейзинга «Человек Играющий»
Комментарии и размышления к теме №1 «Явление игры»
Игровая зависимость
История развития компьютерных игр.
Перспектива развития игр
Связь между играми и культурой, искусством (подраздел «Искусство»)
Понятие «Искусство». Классификация, виды и формы искусств
Комментарии и размышления к теме №2 «Феномен Искусства»
Цитаты об искусстве
Споры о играх, искусстве
Классификация игр (подраздел «Систематизация игр»)
Классификация компьютерных игр. Все способы разделения
Классификация жанров компьютерных игр
Схема жанров компьютерных игр
Система оценок игр
Система оценок игр. Статья 2
Теоретическая база Фундамент для будущих исследований
Список литературы по людологии
Автор статьи: Киризлеев Александр (D_ED_2)
Дата создания: 15.09.2014
|
Достижение "Почётный читатель gamesisart.ru"
Понравилась статья? В благодарность можно поставить лайк через любую социальную сеть. Для вас это — один клик, для нас — очередной шаг вверх в рейтинге игровых сайтов.
|
|
Достижение "Почётный спонсор gamesisart.ru"
Для особо щедрых есть возможность перевести деньги на счет сайта. В этом случае вы можете повлиять на выбор новой темы для статьи или прохождения.
Ссылка для доната. История, Топ донатов
|
|